Благовещение Пресвятой Богородицы

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

 

(Лк. 1:28-33)

 

Согласно Евангелию от Луки, через шесть месяцев после зачатия святой Елизаветой Иоанна Крестителя, архангел Гавриил пришел к молодой Марии из галилейского Назарета и сообщил Ей о рождении Мессии. Ангел назвал девушку «Благодатной», отметив таким образом высочайший уровень ее нравственности и праведности. Марии выпала великая честь стать Матерью Бога, что и произошло через 9 месяцев. Считается, что Дева зачала от Святого Духа как раз в день Благовещения. В память об этом событии Церковь установила особый праздник.

Подготовка души к борьбе со страстями

Благовещение

Очевидно, что честь и одновременно ответственность быть Матерью Бога выпала для девушки особого уровня святости и подготовленности. О праведности Девы Марии свидетельствует тот факт, что Бог-Сердцевидец отправляет к Ней ангела для возвещения Своей воли. А еще женщина, как сказал апостол Петр, «немощный сосуд» (1 Пет.3:7). Рискнем представить, что другая на месте Марии испугалась бы явления ангела, или убоялась бы груза ответственности Богоматеринства, или отказалась бы от великой миссии по иным причинам.

Значит, и здесь Бог понимал, что Девушка из Назарета не воспротивится Его воле. Надо понимать, что Бог ничего не навязывает человеку, а предоставляет полную свободу выбора. Богородица согласилась принять ответственность и поступила по глубокому смирению, приняв волю Бога в отношении Нее.

И еще один важный момент – происхождение Марии. Создатель на протяжении нескольких тысяч лет особо опекал иудеев, ожидая появления среди них достойной представительницы слабого пола, через которую Он мог явиться для проповеди спасения среди всего человечества. Богоматерь должна была произойти от семени праотца Авраама, из колена Иуды, от рода царя Давида. Этот факт существенно сужал спектр женщин, из которых Бог выбирал Богородицу. Кроме того, требовалось время, чтобы Матерь Божия в принципе родилась и стала эталоном нравственной чистоты. И вот, когда это произошло, не само по себе, а по доброй воле стремления к праведности и родителей Марии, и Ее Самой, Христос и вочеловечился через Нее.

Когда появился праздник Благовещения?

Первое упоминание о празднике по дате совпадает с днем, когда был распят Христос. Пасха впоследствии стала праздником переходящим, а Благовещение – нет. Само торжество было установлено в Константинополе примерно в VI веке. В тот период в Церкви начинали зарождаться праздники, относившиеся к тем или иным значимым евангельским событиям. Повсеместно отмечать Благовещение начали уже в VIII веке.

Зачем нам отмечать Благовещение Пресвятой Богородицы?

На праздник Благовещения мы вспоминаем день, когда Бог сообщил людям: Я скоро приду. После грехопадения люди потеряли связь с Создателем и заразились болезнью смерти. Нужно было как-то вернуть человеческую природу до богоподобия. Для этого Бог должен был стать человеком, а значит, родиться им. Только «одевшись» в естество человека, Господь мог менять и улучшать его природу. А уже после Воскресения и Вознесения произошли важнейшие в истории человечества события: смерть была побеждена, а человек снова получил возможность «дотянуться» до Бога и жить с Ним вместе вечно. Поэтому «благая весть», которую сообщил архангел Гавриил – важное радостное событие в череде действий Творца на пути к достижению цели единения человечества с Богом.

Нас память о событиях праздника Благовещения укрепляет в мыслях о блаженствах вечной жизни, а также показывает на примере Божией Матери, насколько чистой может быть человеческая душа. Нравственное совершенство Богородицы демонстрирует нам, как благодаря духовному развитию, можно приблизиться к Богу.

Чему нас учит Матерь Божия?

Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина. Все мы привыкли видеть в Ней Царицу Небесную. Человека, взошедшего по лестнице обожения выше всех прочих людей и, по великой любви своей, предстательствующего перед Всевышним за всех нас. Между тем, в земной жизни Матерь Божия была носительницей той же повреждённой грехом человеческой природы, что и все мы.

 

Но что же позволило Ей мгновение за мгновением, день за днём побеждать свою природу и непрерывно подниматься по лестнице святости? Что сделало Деву Марию достойной вместить в себя Самого Бога? Пресвятая Дева всегда в полноте приписывала все свои таланты и дарования их истинному источнику – Богу. В полноте доверяла Его благому промыслу о себе. И именно это великое смирение сделало Её достойным сосудом для боговоплощения!


Многие из нас сегодня восстают против именования «раб Божиий». Такие люди не обладают ни духовным зрением, ни смирением Божией Матери. Духовная слепота мешает им увидеть, что истинный выбор заключается лишь между рабством Богу и рабством греху. И в этой парадигме быть рабом Божиим – единственно верный и благой для человека выбор. Отсутствие же смирения мешает таким людям понять, что Небесный Отец всех, по любви ввергающих себя в Его волю, делает сынами Божиими.

 

Подражать Пречистой Деве

«Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха», – призывает нас к благодарственной молитве Пресвятой Богородице праведный Иоанн Кронштадтский.

 

Пречистая ежедневно сохраняла себя в чистоте и совершенствовалась в добродетели: «Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах».

 

По Преданию, во время явления архангела Гавриила Дева Мария как раз читала пророчество Исайи о рождении Мессии: «Се дева во чреве примет и родит сына». Одновременно с этим Она вышивала новую завесу для Иерусалимского храма. То есть каждый день Пречистой был постоянно занят или чтением, или молитвой, или рукоделием, чтобы праздность не разлагала волю. Это часто отражается на иконах праздника, где Богородицу изображают с веретеном и книгой на аналое.

 

по материалам https://elitsy.ru